Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в школу

  1. Общие сведения.
  • Знать свою фамилию, имя и отчество. Знать ФИО своих родителей, бабушек и дедушек. Кем работают родители. Знать свой адрес и телефон.
  • Знать название нашей страны, города, в котором живёт. Знать другие города и страны. Понимать, что такое столица. Знать столицу России и некоторых других стран.
  • Знать флаг и герб нашей страны. Герб родного города.
  • Должны уметь рассказать о себе, своей семье, о международных и семейных праздниках (1 сентября, Новый год, 8 Марта, знать свой День рождения и т.д.).
  • Уметь рассказать, чем любит заниматься. Назвать любимые детские книги, известных авторов и поэтов.
  • Уметь ответить на вопрос: «Хочешь ли ты в школу? Почему?»
  1. Развитие речи.

1. Словарный запас. Список лексических тем:

  • Зима (признаки зимы, зимние месяцы, праздники, уметь найти зиму на картинке, зимние забавы)
  • Весна (признаки весны, весенние месяцы, праздники, уметь найти весну на картинке)
  • Лето (признаки лета, летние месяцы, уметь найти лето на картинке)
  • Осень (признаки осени, осенние месяцы, осенние праздники, уметь найти осень на картинке, знать место каждого времени года относительно друг друга, уметь называть времена года по порядку)
  • Овощи (название овощей, их внешний вид, как используются в пищу, растут над землёй или под землёй)
  • Фрукты (названия, внешний вид, как используются в пищу)
  • Растения. Деревья. Кустарники. Цветы (иметь представление обо всех частях деревьев и цветов: корень, ствол, стебель, ветки, листья, лепестки, плоды и т.п., уметь сравнивать, чем похожи деверья и цветы и в чём их отличие, названия цветов, деревьев и кустарников).
  • Лес. Растения леса (деревья, кустарники, ягоды, грибы). Жители леса. Как человек должен сохранять лес от пожаров, от вырубки и т.п.
  • Звери наших лесов. Дикие животные (названия зверей и их детёнышей, уметь описать животное и отличить его от других на картинке).
  • Зимующие и перелётные птицы (название, части тела).
  • Животные жарких стран.
  • Животные севера.
  • Насекомые (названия, уметь отличать друг от друга, называть части насекомых)
  • Домашние животные (название животных и их детёнышей, какую пользу приносят людям, как ухаживает человек за животными, части животных: хвост, рога, копыта, морда и т.п. Хорошо, если ребёнок различает названия по полу животного: коза и козёл, овца и баран, лошадь и конь и т.п.)
  • Домашние птицы (название птиц и их детёнышей, какую пользу приносят людям, как ухаживает человек за птицей, части птиц: хвост, клюв и т.п. Хорошо, если знает различие по полу: курица и петух, утка и селезень, гусь и гусыня и т.п.)
  • Продукты питания (молочные, мясные,  хлебобулочные и кондитерские изделия). Как производятся, на каких комбинатах, в каких магазинах продаются и т.п.
  • Наше тело (знать все видимые части тела, части лица, некоторые основные внутренние органы, знать их основные функции). Уметь рисовать человека со всеми его частями.
  • Семья (что такое семья, как называются её члены, семейные традиции)
  • Дом и его части (уметь называть дома в соответствии с количеством этажей: одноэтажный, двухэтажный, пятиэтажный и т.д., а так же в соответствии с материалами: кирпичный, деревянный, бетонный (панельный), иметь представление о частях дома: окна, крыша, стены, фундамент, подъезд, этажи, лифт, квартиры и т.п.)
  • Посуда (называть отдельные предметы, наборы посуды и сервизы, отличать кухонную посуду от столовой, называть части посуды: крышка, носик, дно, стенки, ручка и т.п.).
  • Мебель (виды мебели, её назначение)
  • Обувь (виды обуви, уметь отличать мужскую, женскую и детскую обувь, зимнюю, летнюю и демисезонную, части обуви: голенище, задник, язычок, мысок, шнурки, молния и т.п.)
  • Одежда (виды одежды, уметь отличать мужскую, женскую и детскую одежду, зимнюю, летнюю и демисезонную, части одежды: рукава, ворот, штанина, пояс и т.п.)
  • Профессии (знать основные профессии, уметь рассказать о каждой, находить профессии по картинкам, по инструментам, используемым в той или иной профессии)
  • Инструменты (знать основные инструменты, уметь отличать их друг от друга, разделять на группы: садовые инструменты, рабочие инструменты и т.п.)
  • Транспорт (уметь разделять транспорт на три группы: наземный, водный и воздушный, выделять подземный транспорт – метро, различать транспорт грузовой и пассажирский (автомобили грузовые и легковые), знать основные части машин и других видов транспорта: руль, штурвал, колёса, крылья, палуба, мотор и т.п.)
  • Правила дорожного движения (прежде всего для пешеходов, а также три цвета автомобильного светофора и значение каждого из цветов)

2. Грамматический строй речи:

  • Уметь соотносить существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (сок апельсиновый, начинка апельсиновая, варенье апельсиновое, красный шар – красные шары, нет красного шара – нет красных шаров, о красном шаре и т.п.)
  • Уметь образовывать новые слова (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: рука – ручка, собака – собачка и т.п., прилагательные от существительных: если из резины, то резиновый, если из клубники, то клубничный и т.п.)
  • Использовать различные предлоги и понимать их значение: на столе, под столом, над столом (картина), около стола, за столом, перед столом, вокруг стола, между шкафом и столом  и т.п.
  • Иметь представление о предложении, как о законченной мысли.
    Предложение состоит из слов, связанных по смыслу.
  • Уметь подбирать синонимы и антонимы к словам.

3. Звуковая культура речи:

  • Правильно произносить все звуки речи. Уметь отличать звуки друг от друга, выделять их из слов, определять место звука в слове (первый звук в слове, в середине слова, последний звук в слове). Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
  • Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог.
  • Знать буквы, уметь обозначать ими звуки в слове. Чтение по слогам (как минимум) и понимание прочитанного. Письмо печатными буквами.

4. Диалогическая речь:

  • Уметь слушать вопросы и отвечать на них, поддерживать беседу.

5. Монологическая (связная) речь:

  • Уметь рассказать о себе, о каких-либо событиях.
  • Уметь составлять рассказы по картинке или по серии картинок (определять очерёдность сюжетных картин в серии). Придерживаться в составлении рассказа универсальной схемы: начало – середина (основные события) – конец.
  • Пересказ известных сказок и рассказов.
  1. Навыки письма.
  • Умение правильно держать ручку и карандаш.
  • Обводит по контуру рисунок, не отрывая руки.
  • Аккуратно закрашивать рисунок (фигуры) и делать штриховку.
  • Обводить и самостоятельно продолжать узоры-бордюры.
  • Уметь писать основные элементы букв: прямые линии, линии с закруглением и с петлей, плавные линии, овалы (письменные буквы учить не нужно!)
  1. Основы математики.
  • Счёт до 10 и в обратном порядке. Пересчёт предметов, отсчитывание необходимого числа предметов. Умение считать от заданного числа (например, от 3 до 7)
  • Уметь использовать как количественные числительные, так и порядковые (один, два, три и первый, второй, третий и т.д.)
  • Соотносить число и цифру. Понимать отличие этих понятий (цифра – это специальный значок для обозначения числа, а число – это количество предметов).
  • Сравнивать числа друг с другом. Называть большее и меньшее число. Уметь определять на сколько одно число больше или меньше другого с опорой на наглядность. Уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).
  • Представлять место числа в натуральном ряду (какое число следующее, какое предыдущее, какое число числа находиться между двумя числами).
  • Состав чисел в пределах 10. Уметь складывать и вычитать числа в пределах десятка.
  • Уметь решать элементарные задачи («Было три птички на ветке, две прилетели. Сколько стало птичек?», «Было пять птичек на ветке, две улетели. Сколько птичек осталось?»)
  • Знание геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб). Умение находить вокруг себя предметы круглой, квадратной формы. Умение называть многоугольники (треугольник, пятиугольник и т.п.), складывать их из палочек.
  • Уметь чертить прямые линии по линейке. Пользоваться линейкой для измерения отрезков.
  • Уметь сравнивать предметы по величине: длиннее-короче, шире-выше, тяжелее-легче.
  • Сравнивать предметы или геометрические фигуры по трём основным признакам: цвет, форма, величина.
  • Ориентировка в пространстве: выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам, уметь ориентироваться на листе бумаги (в центре, в левом верхнем углу и т.п.)
  • Знать части суток (утро, день, вечер, ночь), название приёмов пищи (завтрак, обед, полдник, ужин), дни недели, времена года, месяцы. Понимать слова: сегодня, завтра, послезавтра, вчера, позавчера.
  • Уметь выполнять элементарные логические задания: найди лишний предмет, разбей предметы на группы по заданному признаку, чего не хватает и т.п.