Играем с мамой — развиваем математические способности (Анурьева T.Е., воспитатель)

Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, считающий, пишущий малыш, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же происходит? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты внимание и память, зрительное, слуховое восприятие.

Нужно помнить, что умственное развитие ребенка – это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь тогда малыш научиться самостоятельно усваивать знания и станет творчески мыслящим человеком. А для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого.

Всем известно, что обучение наиболее продуктивно, если оно сочетается с игровой деятельностью.
Так, например, используя математический коврик можно научить детей:

kovrik

  • Различать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник;
  • Отсчитывать определенное количество предметов по образцу, названному числу;
  • Находить ошибку, если количество предметов не соответствует числу, записанному цифрой, стоящей рядом;
  • Находить предмет такой же формы;
  • Находить заданную цифру и дальнейший отсчет вести от числа, которое оно обозначает.

Кроме того, коврик можно использовать во многих настольно-печатных играх, таких как «Найди свой домик», «Исправь ошибку», «Столько же», «Считай, не ошибись», «Что изменилось?».

Играть с детьми можно в течении всего дня. Занимаясь работой на кухне, вы можете предложить ребенку следующие игры:

  • «Найди предмет квадратной (круглой, овальной, треугольной) формы».
  • «Назови, какого цвета».
  • «Выложи из спичек …».
  • «Найди овощи и посчитай, сколько их».
  • «Измерь, сколько литров воды в кастрюле».
  • «Сравни, какая емкость больше».
  • «Определи, в какой кастрюле можно сварить 5 литров супа?» (дается 3 кастрюли).
  • «Разрежь буханку хлеба пополам».
  • «Назови крупу, которая имеет круглую (овальную) форму».
  • «Что где?» (под столом, над столом, перед столом, за столом, что слева, справа, где окно и т.д.)
  • «Назови соседей числа 5 (7,9,10,6,4,8)
  • «Назови предыдущее и последующее число числа 7 (5,8,6,3,9).
  • «Какого овоща не стало?».
  • «Разложи сколько ложек (вилок), сколько членов семьи».

По дороге в детский сад и из детского сада можно поиграть в следующие игры:

  • «Назови, какого цвета дома на нашей улице».
  • «Назови форму стен (крыш) домов, чем они похожи и чем отличаются».
  • «Высокий – низкий».
  • «Широкий – узкий» (тротуар, дорога).
  • «Высокие – низкие» (деревья, кустарники).
  • «Толстые – тонкие» (деревья, ветки).
  • «Длинные – короткие» (улицы, остановки).
  • «Найди и покажи» (1,2,3,4,5,6,9-этажные дома).
  • «Что где находится» (между, около, справа, слева).
  • «Посчитай до 10 и обратно».
  • «Посчитай двойками до 20».
  • «Посчитай пятерками до 100».

В свободное время для совместной деятельности можно предложить следующие игры:

  • Решение кроссвордов.
  • «Закончи ряд».
  • «Какая цифра пропущена?»
  • «Танграм».
  • «Математическое лото».
  • «Найди и назови отличия».
  • «Найди лишний».
  • «Найди замочную скважину».
  • «Сложи картинку из сказки», «Что находится справа, слева, вверху, внизу, в центре».
  • «Головоломки».
  • Работа на листе бумаги в клетку.

Если ребенок не смог выполнить задание (ошибся или запутался), не спешите двигаться дальше, пусть малыш попробует сделать это еще раз.

Обучая ребенка счету предметов, не забывайте, что на первых порах он будет помогать себе движением руки – ребенок произносит число (один, два, три и т.д.) и указывает рукой на предмет. Постепенно у него вырабатывается умение считать предметы «на глаз». При этом ребенок должен понимать, что ответ на вопрос «сколько?» дает последнее число, названное при счете предметов. Напоминайте, что при счете предметов нельзя пропускать предмет и называть один предмет дважды.

При работе с порядковыми числительными нужно, чтобы ребенок понял: порядковый номер предмета (первый, второй, третий и т.д.) зависит от направления, в котором производится счет.

При ознакомлении с новым числом необходимо обращать внимание ребенка на то, что оно получено прибавлением единицы к предыдущему числу.

Выполняя с детьми интересные задание, вы лучше узнаете своих детей, поможете развить их способности, увлекательно проведете время, общаясь со своими любознательными непоседами.

     Организуя игру с детьми, помните:
1. Необходимо объяснить ребенку правила игры.
2. Будьте терпеливы, не торопите ребенка.
3. Если ребенок затрудняется, помогите ему, но не делайте за него сами.
4. Не давайте детям сразу очень сложных игр. Это может снизить интерес к игре.
5. Играя с детьми, постепенно усложняйте условия игры.
6. В совместной игре с ребенком будьте партнером.
7. Поддерживайте интерес ребенка к игре.
8. Чтобы заинтересовать ребенка игрой, старайтесь создать для этого игровую проблемную ситуацию (например, отмерь три стакана риса для каши, налей в кастрюлю 5 литров воды для борща, измеряя пол-литровыми банками).
9. Приучайте ребенка убирать игровой материал на место.