Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует в представлениях о красоте музыки, ценностных ее эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка.
Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, слушая с ребенком музыку, родители могут, облегчая его усвоения не только мимикой, но и интонацией, пояснить: «Какая необыкновенно ласковая, нежная музыка!» Можно нежно прикоснуться к руке малыша, побудить его выразить характер музыки музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой. Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, поэтому можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, выводить ее на «голос» (вокальное уподобление характеру музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. Мимическое, интонационное, тактильное двигательное, ритмопластическое уподобление,- все это помогает взрослому научить ребенка слушать и слышать музыку. Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисунках свои музыкальные впечатления (полихудожественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» муз. Прокофьева, балет «Золушка») ребенок может воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки. Дети постарше 5-лет могут рисовать музыку цветными пятнами (цветовое уподобление) применяя разные техники для создания образа, близкого музыкальному.
В старшем дошкольном возрасте дети могут более самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения. Формируются основы музыкальной культуры.
Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих ее звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка — языком интонаций, а танец — движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.
Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой культуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчетливо: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В
дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихий» или «громко». Сам по себе эмоционально – образный словарь довольно беден. Однако освоение его не представляет больших трудностей в силу присущего детям синестезийного восприятия, склонности к фантазированию и игре. Стоит взрослому использовать термин, характерный для описания изобразительного языка (например, «тусклая»), как тут же появляются вполне конкретные цветовые уточнения (дети могут «видеть» мелодию серой, коричневой, черной.)
Поэтому взрослому не стоит ограничивать ассоциативные ряды, воспроизводимые детьми, даже в том случае, если они увидят от характера музыкального звучания – попытайтесь совместно найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и то ощущение, которое эти цвета вызывают.
Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом, дошкольникам недостаточно прямого «общения» с классической музыкой. На первых этапах прослушивания музыки необходимо проживание музыкальных интонаций в словах, т.е. ребенок должен осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства вызывает. В дальнейшем это поможет найти наиболее точный и емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественно – эстетической деятельности.
От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, так как любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Предположим, вы выбрали музыкальный образ, настраивающий на отражение в рисунке динамичного эмоционального состояния, движения (например, «Зимнее утро» Чайковского, «Ночь» Р. Шумана, «Баба Яга» М. Лядова). При выборе художественной техники необходимо учитывать, что само воплощение замысла будет происходить стремительно, без мелкой детализации и вырисовывания. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создавать изображение: восковые мелки, пастель, сангина, уголь. Восковые мелки и уголь хорошо сочетаются с акварелью. Однако последовательность работы с помощью этих материалов различна: акварельный подмалевок предшествует угольной графике, в то время, как в ансамбле с восковыми мелками акварель лишь достраивает графический образ, внося новые цветовые оттенки.
Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование: пятном, точками, линиями: не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, танцуют, скачут, кружатся вместе с кисточкой, перышком, угольком, пальчиком.