В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальной политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов МБДОУ «Детский сад № 33 «Клубничка» реализует адаптированные образовательные программы для детей с ОНР, ФФН.
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с общим недоразвитием речи)
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОНР) является нормативно- управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ОНР) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную адаптацию, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с ОНР.
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с ФФН) является нормативно- управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ФФН) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную адаптацию, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с фонетико — фонематическим недоразвитием речи. Программа включает коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе.
НАЛИЧИЕ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, БИБЛИОТЕК, ОБЪЕКТОВ СПОРТА, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
В дошкольном учреждении создана безбарьерная среда, позволяющая комфортно чувствовать себя воспитанникам, в том числе и лицам с ОВЗ. В учреждении оборудовано 10 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Объекты спорта
Физкультурный зал
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: — гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Объекты для проведения практических занятий
Студия речевого развития
В дошкольном учреждении созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Студия предназначена для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, а также для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. В студии имеется зеркало для индивидуальной работы, столы и стулья для детей, пособия для занятий. Имеющиеся специальные учебные пособия и дидактические материалы предназначены для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, фонетико – фонематические и тяжелыми нарушениями речи. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся с использованием демонстрационных и дидактических материалов, игр, игрушек, пособий, электронных образовательных ресурсов, аудио и видеозаписей, мультимедийных презентаций. Логопедический стол «LOGO EDU» позволяет использовать в коррекционной работе электронные образовательные ресурсы. В студии речевого развития расположена библиотека, оборудованная стеллажами для детской художественной литературы. Это произведения, рекомендованные программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Студия интеллектуального развития
В студии интеллектуального развития педагогом-психологом проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Студия научных открытий
Детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность развивает у детей познавательно – исследовательские интересы, расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, учит размышлять и делать выводы. Студия научных открытий оснащена современными демонстрационными и наглядными пособиями для организации образовательной деятельности, раздаточным материалом.
Студия конструирования и робототехники
Конструирование – это особая форма детской деятельности, основной целью которой является получение определенного продукта, создание из различных материалов разнообразных игровых поделок. В процессе игры с конструктором у ребенка развивается: мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать, мелкая моторика, пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек, концентрация внимания, умение работать по схеме, добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
Хореографическая студия
Хореография приносит детям массу пользы. Танцуя под музыку, дети не только весело проводят свой досуг и получают заряд положительных эмоций, но и гармонично и разносторонне развиваются.
Студия народных промыслов и ремесел
Народно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры нашей страны. Деятельность студии направлена на духовно-нравственное воспитание и художественно-эстетическое развитие детей путем знакомства с традициями декоративного народно-прикладного искусства, развитию эмоционально-эстетических чувств, художественного восприятия, совершенствования навыков изобразительного творчества.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в дошкольном учреждении предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводится ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки). Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.)
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. д.)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Образовательную деятельность с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья осуществляют воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, учителя – логопеды, педагоги – психологи, педагог дополнительного образования. Педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» .
Методический кабинет
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
- наглядно-методические пособия;
- дидактические пособия;
- наглядно-дидактические пособия;
- наглядные пособия
Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, общение, изобразительное творчество. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
1 корпус МБДОУ «Детский сад № 33 «Клубничка» введен в эксплуатацию в 2021 году. Конструктивные особенности здания предусматривают наличие пандуса, обеспечивающего доступ инвалидов и лиц с ОВЗ в здание. Входная площадка имеет звонок при входе, вывеску с названием организации, график работы организации, план здания.
2 корпус МБДОУ «Детский сад № 33 «Клубничка» введен в эксплуатацию в 1961 году. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. Входная площадка имеет звонок при входе для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги), тактильную вывеску со шрифтом Брайля с названием организации, графиком работы организации. Вход в здание оснащен предупредительными знаками для слабовидящих людей.
— План мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности
Организация питания , в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока соответствует санитарным правилам изготовления и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений соответствует санитарным правилам. Все технологическое и холодильное оборудование в рабочем состоянии. На пищеблоке установлено современное технологическое оборудование: пароконвектомат, тестомес, мясорубка, овощерезка и другое.
Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Правильное рациональное питание — важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.
Питание осуществляется в соответствии с 20-ти дневным меню. Составление меню и контроль за соблюдением правил приготовления пищи осуществляет медицинская сестра. Ею осуществляется постоянный контроль за правильной постановкой питания детей. В обязанности медицинской сестры входит осуществление контроля за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением натуральных норм продуктов при составлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствии её физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах. Медсестра детского сада также контролирует санитарное состояние пищеблока, соблюдение личной гигиены его работниками, доведение до пищи детей, постановку питания детей в группах.
Все продукты поступающие в ДОУ проверяется на соответствие требованиям государственных стандартов.
ПЛАН-МЕНЮ:
- Зимне-весенний период для МБДОУ с 10,5 часовым пребыванием для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
- Летне-осенний период для МБДОУ с 10,5 часовым пребыванием для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи, проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МБДОУ функционирует медицинский и процедурный кабинеты. Медицинский кабинет оснащён необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием. На основании заключённого договора медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляют медицинские работники ТОГБУЗ «ГКБ№ 4 г.Тамбова». Они организуют систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводят консультации для воспитателей, родителей, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры). Также всем педагогическим составом пройдены курсы «Первая доврачебная помощь» .
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением оздоровительных мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ «Детский сад № 33 «Клубничка» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). Для воспитанников оборудован компьютерный класс. Количество компьютеров в ДОУ — 15, подключенных к сети «Интернет» — 15 точек, в том числе для учебно-вспомогательного целей — 10.
Положение о порядке доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанникам, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ
Доступ к образовательным ресурсам обучающихся в МБДОУ не обеспечивается.
Полезные интернет ресурсы для дошкольников и их родителей (законных представителей)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это:
- интерактивные столы с комплектом программного обеспечения;
- интерактивная песочница;
- интерактивная доска;
- компьютеры;
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале, студии научных открытий;
- музыкальный центр (музыкальный зал);
- телевизоры (в каждой возрастной группе)
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
В центральном холле есть табло для лиц с нарушениями зрения и слуха
осударственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы
«Доступная среда» в Тамбовской области
Правила этикета при работе с инвалидами
Нормативно-правовая база условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
|